Старшая группа №1 комбинированной направленности |
Старшая группа №2 общеразвивающей направленности |
Старшая группа №3 компенсирующей направленности |
Григорьева Ирина Робертовна | Арзамазова Юлия Алексеевна | Чаус Дарья Анатольевна |
Липина Анастасия Геннадьевна | Ткачева Нина Ивановна | Чистякова Светлана Геннадьевна |
Режим дня в старшей группе
На холодный период
В дошкольном учреждении |
|
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.30-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.25-8.45 |
Утренний круг, игры, кружки. |
8.45-9.00 |
Организованная образовательная деятельность |
9.00 - 10.10 |
Второй завтрак |
10.10-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.20-12.20 |
Подготовка к обеду, обед, гигиенические процедуры. |
12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, чтение книг, дневной сон |
12.50-15.20 |
Постепенный подъем, физкульурно - оздоровительные процедуры |
15.20-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.30-15.45 |
Организованная образовательная деятельность |
15.45-16.10 |
Вечерний круг, игры, кружки, занятия со специалистами. |
16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.30-17.50 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.50-18.20 |
Подготовка к прогулке, прогулке, игры, уход детей домой |
18.20-19.30 |
Режим дня в старшей группе
На теплый период
В дошкольном учреждении |
|
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.30-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.25-8.45 |
Утренний круг, игры, кружки. |
8.45-9.00 |
Организованная образовательная деятельность. Второй завтрак Игры, самостоятельная деятельность |
9.00-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
10.20-12.20 |
Подготовка к обеду, обед, гигиенические процедуры |
12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, чтение книг, дневной сон |
12.50-15.20 |
Постепенный подъем, физкульурно - оздоровительные процедуры |
15.20-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.30-15.50 |
Организованная образовательная деятельность Вечерний круг, игры, кружки, занятия со специалистами. |
15.50-16.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.35-17.45 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.45-18.15 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой |
18.15-19.30 |
Возрастные особенности детей
(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет с задержкой психического развития
- Низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками). Его отличает недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающем мире. Дети испытывают затруднение в узнавании предмета в непривычном ракурсе, в выделении отдельных элементов из объекта, который воспринимают как единое целое, затрудняются угадать объект по какой-либо его части;
- Отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- У детей наблюдается ослабленное внимание к словесной информации, даже если повествование будет интересным и захватывающим. Они теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (например, стук в дверь);
- Наблюдается неравномерная работоспособность, быстрая утомляемость;
- Отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и снижена прочность запоминания;
- Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети затрудняются в овладении представлениями об основных цветах и их оттенках, геометрических формах, времени и пространстве;
- Затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия;
- Нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу, подменяют более сложную задачу простой.
- Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Нарушения речи: одни используют неречевые средства общения, другие пользуются простой фразой, нарушенной грамматически, структурно нарушенной;