Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 комбинированного вида»

Возрастные особенности для детей с ЗПР

Возрастные особенности детей с задержкой психического развития.

Средний дошкольный возраст

Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. У всех детей 4-5 лет с ЗПР обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения.

Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами деятельности.

Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях.

Дети с ЗПР 4-5 лет не до конца осознают социальные нормы и правила поведения (ещё не складываются обобщённые представления). Отсутствует полоролевая идентификация: нет представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Детьми частично освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Повышается качество самообслуживания, что позволяет детям дальше осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Ребёнок только начинает произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве.

Восприятие детей имеет ряд особенностей, таких как: инактивность, замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности и константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. Дети с ЗПР не знают названия многих предметов, их функционального назначения. 

Внимание становится более устойчивым. Под руководством взрослого дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). Дети с ЗПР должны запомнить 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках. У них преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д.

Нарушения речи у детей 4-5 лет с ЗПР различного генеза имеют системный характер и распространяются на функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Даже те дети, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения.

Речь становится более связной и последовательной, но встречаются аграмматизмы и нарушения звукопроизношения. С помощью педагогов дети начинают пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта

Мышление детей с ЗПР формируется в условиях неполноценного чувственного познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Они с трудом решают задачи на уровне наглядно-действенного мышления, т.к. очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, не осуществляют поиск решения, а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств.

В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства (о людях и животных). Начинают появляться групповые традиции; дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении.

Яндекс.Метрика
Сайт создан: