Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 комбинированного вида»

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.


Игры с буквами
  1. Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. 
  2. Предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв. 
  3. На ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария. 
  4. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. 
  5. «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы. 
  6. Усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв», «Узнай буквы по зеркальному изображению».
  7. «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.) 
  8. «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3–4, взрослый предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности). 
  9. «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы. 
  10. Ребёнок пальчиком рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т.д.
Игры со слогами и словами
  1. Прохлопай, протопай, простучи слово, поставь ладонь под подбородок и отчётливо произнеси слово. Локоть должен быть на весу.
  2. «Рассели игрушки по домикам» - постройте вместе с ребёнком домики из кубиков (из 1,2,3 и т.д.), возьмите любые игрушки. Ребёнок называет игрушку, делит слово на части и селит её в тот домик , сколько частей в этом слове. 
  3. «Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А. 
  4. «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами). 
  5. «Подскажи конец слова» - перед ребёнком на столе 3–4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА). 
  6. Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д. 
  7. Чтение слов, отличающихся одной–двумя буквами.

Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки. 

Желаем успехов!

Яндекс.Метрика
Сайт создан: