Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 комбинированного вида»

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста

Сведения об образовательной организации

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.

Фонемный период начинается с одного года и продолжается до семи лет.

Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.

К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Работу следует начинать с формирования простых форм фонематического анализа. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением.

Примерные упражнения для развития фонематического восприятия и подготовки детей к овладению навыками чтения и письма.

Выделение (узнавание) звука на фоне слова

1.Упражнение «Внимательные ушки»
Выделение звука [б]
а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;
б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.
Педагог (родитель) дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».

2. Игра «Чудо-дерево».
Педагог (родитель) предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

3. Игра «Помоги Незнайке».
На наборном полотне перед детьми - изображение Незнайки и комплект картинок: дом, шар, сумка, машина,, утка, лошадка, тигр, шуба, лапа, шляпа, топор, мышка, дерево.
Педагог (родитель) предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и помочь Незнайке выбрать только те, в названии которых имеется звук [ш]. После выполнения задания правильность проверяется путем называния отобранных картинок.
Работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков [м, н, х, в] и др.

Вычленение первого ударного гласного из слова
  1. Педагог (родитель) просит ребенка назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля, Игорь, Осип, Ада, Инга. 
  2. Дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо. 
  3. Дети рассматривают картинки, называют их и определяют, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако. 
  4. Детям необходимо отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [о, и., у, а]). 
  5. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке. 
  6. Работа со звуковой линейкой. 
    Педагог (родитель) демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков. 
  7. Игра «Живые звуки». 
    Педагог (родитель) предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук [с], другой – [о], третий – [к]. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось? (сок) 
  8. Игра «Веселый поезд».
    Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце. 
  9. Игры «Чудесный мешочек» и «Рыболовы» проводятся по аналогии (см. пункт 1, 2), только ребенок определяется местоположение заданного звука в слове (начало, середина, конец) 
  10. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова (в середине, в конце). 
  11. Игра «Разноцветные корзинки». 

На наборном полотне перед детьми – коричневая и желтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь.
Педагог (родитель) предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия которых начинаются со звука [д], а в желтую корзинку – те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки, Педагог (родитель) останавливает игру, чтобы дети помогли ошибившемуся, если допущена ошибка. В заключение педагог подчеркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия которых заканчивается звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту, и в другую корзинку. Почему?

Развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Работа по определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Не рекомендуется переходить к следующим занятиям, пока не освоен материал предыдущих.

Яндекс.Метрика
Сайт создан: