Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 комбинированного вида»

Приобщение к чтению детей дошкольного возраста

Сведения об образовательной организации

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ЧЕТЫРЁХ-ПЯТИ ЛЕТ

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!...», «Лень-потягота...»: «Гуси, вы гуси..»; «Ножки, ножки, где вы был»?...»; «Сидит, сидит зайка...»; «Кот на печку пошёл...»; «Сегодня день целый...»; «Барашеньки...», «Идёт лисичка по мосту...», «Солнышко-вёдрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы; «Чудесные лапоточки», обр. Н. Колпаковой; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр, В. Даля; «Петушок м бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Разговоры», пер. с чуваш. Л. Яхнина; «Барабек», англ., обр. К Чуковского; «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Мешок», пер. с татарск. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина; «Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой; «Скрюченная песня», англ., обр. К. Чуковского.

Сказки. «Травкин хвостик», эским., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева; «Колосок», укр. обр. С. Могилевской; «Три поросёнка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем А. Введенского, пол ред. С. Маршака; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Страшный гость», алтайск., пер. А. Граф и П. Кучияка; «Три брата», пер. с хакасск. В. Гурова; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; «Хитрая лиса», пер. с корякск. Г. Меновщинова; «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. В Введенского, под ред. С. Маршака; «Врун», «Ивовый росток» пер. с япон. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака; «Пастушок с дудочкой», пер. с уйгурск, Л. Кузьмина; «Как собака друга искала», мордов., обр. С. Фетисова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин, «Листопад» (отрывок); А. Майков, «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким, «Первый снег»; А. Барто, «Уехали»; Э. Мошковская, «Добежали до вечера»; И. Токмакова, «Ветрено!»; С. Дрожжин, «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин, «Поёт зима — аукает...»; Н. Некрасов, «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков «Зима»; А. Берестов, «Кто чему научился»; Ю. Владимиров, «Чудаки»; Ю. Кушак, «Сорок сорок»; С. Маршак, «Багаж», «Про всё на свете»; С. Михалков, «Дядя Стёпа»; Ю. Мориц, «Дом гнома, гном—дома!»; К. Баратынский, «Весна, весна» (в сокр.); С. Черный. «Кто?»; С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Мяч»; Ю. Мориц, «Песенка про сказку»; Э. Успенский, «Разгром»; Д. Хармс, «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев, «Братишка»; А. Введенский, «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги}; М. Зощенко, «Показательный ребёнок»; Ю Казаков, «Зачем мыши хвост»; Е. Чарушин, «Лисята»; К. Ушинский, «Бодливая корова»; С. Воронин, «Воинственный Жако»; С. Георгиев, «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка»; Л. Пантелеев, «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки, «Подкидыш»; Н. Носов, «Затейники»; М. Пришвин, «Журка»; Я. Сегель, «Как я стал обезьянкой»; Н. Сладков, «Неслух»; В. Бианки, «Подкидыш»; Л. Воронкова, «Как Алёнка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»); В. Драгунский, «Тайное становится явным»; Н. Носов, «Затейники»; Е. Пермяк, «Торопливый ножик»; М. Пришвин, «Ребята и утята»; Н. Романова, «Котька и птичка», «У меня дома пчела»; Е. Чарушин, «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Воробей»; Л. Берг, «Пит и воробей» (из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»).

Литературные сказки. М. Горький, «Воробьишко»; В. Осеева, «Волшебная иголочка»; Р. Сеф, «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский, «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; М. Михалков, «Думы»; Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки, «Первая охота»; Д. Самойлов, «У слонёнка день рождения»; С. Козлов, «Зимняя сказка»; М. Москвина, «Что случилось с крокодилом»; Г. Остер, «Одни неприятности», «Хорошо спрятанная котлета»; Г. Цыферов. «В медвежачий час»; Д. Биссет, «Про поросёнка, который учился летать», пер. с англ. Н. Шерешевской; Дж. Родари, «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых нет конца»), пер. с итал. И. Константиновой.

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», -«Мальчик стерёг овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран 

Поэзия. В. Витка, «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим, «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; Ф. Грубин, «Слёзы», пер. с чеш. Е. Солоновича; Ю. Тувим, «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; С. Вангели, «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитал корабля»), пер. с молд. В. Берестова; 3. Александрова, «Дождик»; Е. Балагина. «Эхо»; А. Введенский, «Кто?»; Б. Заходер, «Никто»; Ю. Кушак, «Новость»; Ю. Мориц, «Огромный собачий секрет»; Г. Сапгир, «Садовник»; Р. Сеф «Чудо»; И. Токмакова «Ива», «Сосны»; Д. Хармс, «Игра», «Врун»; Я. Бжехва «Клей», пер. с польск. Б. Заходера; Г. Виеру, «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима; Ф. Грубин, «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана; Я. Райнис, «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова; Ю. Тувим, «Овощи», пер. с польск. С Михалкова.

Литературные сказки. А. Балинт, «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина; А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э.Блайтон, «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер, «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт, «Мафин и его весёлые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин, «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова, «Ёлочка»; А. Барто, «Я знаю, что надо придумать»; Л. Ннколаенко, «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов, «С базара», «Почему медведь зимой спит»; Е. Серова, «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой. 

Если ваш ребенок прослушает рекомендованные произведения за год, то к концу года он сможет:

  • высказать желание послушать определённое литературное произведение;
  • c интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
  • назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;
  • с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
  • отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть ещё раз?».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима пришла...»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдёт, роса на землю падёт...».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка...»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисели — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка»; «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (но народным сюжетам); «Чудесное облачко», обр. Л. Елисеевой; «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семьработников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перо (франц.): «Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый своё получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм. обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин, «Осенью»; С. Городецкий, «Первый снег»; М. Лермонтов, «Горные вершины» (из Гёте); А. Ремизов, «Калечина-малечина»; С. Чёрный, «Волшебник»; Ю. Владимиров. «Оркестр»; Э. Машковская, «Хитрые старушки»; Т. Сапгир, «Считалки, скороговорки»; С. Есенин, «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин»); П. Соловьёва, «День и ночь»; В. Берестов, «Дракон»; Э. Мошковская, «Какие бывают подарки»; Н. Рубцов, «Про зайца»; Э. Успенский, «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий, «Весенняя песенка»; В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); А. Пушкин, «Птичка», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»); Ф. Тютчев, «Весенние воды»; А. Фет, «Уж верба вся пушистая» (отрывок); А. Введенская, «Песенка о дожде»; Н. Заболоцкий, «На реке»; И. Токмакова, «Мне грустно...»; Д. Хармс, «Иван Торорышкин», «Весёлый старичок»; «Вот пришло и лето красное...», русская народная песенка; Н. Некрасов, «Перед дождём» (в сокр.); А. Фет, «Что за вечер...» (в сокр.); С. Чёрный, «Перед сном»; Л. Фалеева, «Зеркало в витрине».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко, «Великие путешественники»; М. Пришвин, «Курица на столбах»; К. Коровин, «Белка» (в сокр.), С. Алексеев, «Первый ночной таран»; Ю. Коваль, «Стожок», «Выстрел»; Е. Носов, «Тридцать зёрен»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьёв. «Обрывок провода»; Ю. Коваль, «Русачок-травник»; Е. Носов, «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский, «На танцах»; Д. Мамин Сибиряк, «Медведко»; А. Раскин, «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».

Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов, «Хлебный голос»; К. Паустовский, «Тёплый хлеб»; А. Усачёв. «Про умную собачку Соню» (главы);В. Даль, «Старик-годовик»; П. Ершов, «Конёк-Горбунок»; К. Ушинский, «Слепая лошадь»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности»; А Ремизов, «Гуси-лебеди»; И. Соколов-Микитов, «Соль земли»; Н. Носов, «Бобик в гостях у Барбоса»; Г. Скребицкий, «Всяк по-своему»; Г. Фаллада, «Истории из Бедокурии» (главы), пер. с нем. Л. Цывьяна.

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев, «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт, «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; М. Валек, «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа; Э. Лир. «Лимерикн» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из Винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки. X.К. Андерсен, «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен, «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; Б. Поттер, «Сказка про Джемаймлу Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; А. Линдгрен, «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус, «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской; М. Эме, «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой; X.К. Андерсен «Гадкий утёнок», пер. с дат. А. Ганзен; М. Мацутани, «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской.

Для заучивания наизусть
Я. Аким, «Апрель»; П. Воронько, «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина, «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс, «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин, «Берёза»; С. Маршак, «Тает месяц месяц молодой»; Э. Мошковская, «Добежали до вечера»; В. Орлов, «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин, «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов, «Про зайца»; И. Суриков, «Зима»; П. Соловьёва, «Подснежник»; Ф. Тютчев, «Зима недаром злится».   
Для чтений в лицах 
К. Аксаков, «Лизочек»; А. Фройденберг, «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов, «У Слонёнка день рождения» (отрывки); Л. Левин, «Сундук»; С. Маршак, «Кошкин дом» (отрывки).

Если ваш ребенок прослушает рекомендованные произведения за год то к концу года он сможет:

  • различать, жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»);
  • называть любимые сказки и рассказы: прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки;
  • называть двух-трёх авторов и двух-трёх иллюстраторов детских книг;
  • выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа. 
Яндекс.Метрика
Сайт создан: